До отравления многие скептически относились к возможности Навального стать лидером оппозиции. Но сейчас ситуация изменилась. Главное, на мой взгляд - Навального теперь нельзя устранить из политического поля. Повторно отравить, застрелить, посадить и т.п. - нельзя. Даже облить зеленкой уже нельзя - возмущение отзовется во всех уголках мира.

У современной российской власти уже перебор со скандалами. В свое время на эту границу наткнулся СССР. В верхах пошли разговоры, что Великая Держава не может вести себя, как слон в посудной лавке. Читал некий документ из ЦК КПСС с грифом ДСП, где это было сказано буквально (стенограмма выступления одного деятеля из ЦК).

Если Навальный стал неприкосновенным, он может резко расширить свою деятельность. Думаю, что он этим воспользуется. Равно как и своей международной известностью.

Путин упустил (точнее, сам разрушил) возможность более-менее спокойно организовать операцию преемник. Назарбаев сумел. Я всегда считал, что как политик он гораздо умнее Путина. Конечно, в России провернуть такую операцию было бы намного сложнее, шансы на успех были бы не 100%, но можно было бы хотя бы попытаться.

Косвенно Навальный защитил и других активистов, в том числе и Валерия Соловья. Думаю, что новых отравлений можно уже не опасаться.

Поясняю о Навальном

Некоторые возражения к предыдущему посту выглядят аргументированными. Поэтому поясняю. До недавнего времени единственным значимым политическим брендом в России был Путин. Его бренд слабеет, разрушается, но сохраняет свою силу за счет политической монополии (тотальной зачистки политического поля). Попытки создать альтернативный бренд были, но не были успешными. В основном были подавлены. В такой ситуации тот, кто несмотря на сопротивление властей, все-таки создаст альтернативный бренд, станет монополистом на этой поляне. У монополиста могут быть недостатки, но альтернативы не будет. Мне кажется, что на выборах мэра Москвы Навальный выступил именно как протестный монополист и получил небывалое для несистемного кандидата количество голосов.

Протестный монополизм может появиться только в условиях тотальной зачистки политического поля. Для этого надо рискнуть головой. И, как ни странно, иногда риск себя оправдывает. Определенную аналогию можно провести с Сахаровым и Солженицыным во времена СССР. На выборные должности они не претендовали, но создали удивительную ситуацию, при которой могучее ядерное государство не знало, что делать с этими двумя людьми. Их так и не посадили и физически не устранили (с менее известными личностями случалось и то, и другое). Солженицына в конце концов выслали за границу, а с Сахаровым побоялись сделать даже это. Выслали в Нижний Новгород, откуда он продолжал выступать.

Навальный, конечно, не похож ни на Сахарова, ни на Солженицына. Но в результате отравления его сделали монопольным альтернативным брендом. Как минимум, создали ему все условия, чтобы стать таковым. Главное, что он стал неприкосновенным. Теперь он сможет позволить себе гораздо больше, чем раньше. Стать альтернативным слоном в посудной лавке. Кстати, такое развитие событий наводит меня на мысль, что убить его пытались всерьез. Мало ли почему человек умер в самолете...

Что может предпринять власть для того, чтобы не допустить монополизма Навального на протестной поляне? Правильно, создавать альтернативные протестные бренды. Или не препятствовать их возникновению. Но спойлеры конкуренцию Навальному не создадут. Они слишком скучны и беззубы. А реальные конкуренты могут отодвинуть Навального и раздробить протестную поляну. При этом рейтинг каждого из них будет не столь высоким. Но все вместе они в клочья разорвут монополизм Путина. И уж тем более его преемника, если таковой обозначится. Не уверен, что власти пойдут на такой вариант. Попытаются обойтись спойлерами, хотя это заведомо проигрышная стратегия.

Навальный кому-то нравится, кому-то нет. В условиях политической конкуренции могли бы найтись фигуры, кажущиеся более привлекательными. Но конкуренции нет. А Навальный - волевой политик, способный воспользоваться преимуществами своего положения. Думаю, что он не побоится и дальше рисковать головой (риск на 100%, конечно, неустраним). Значит, его монопольный протестный бренд будет усиливаться. Еще недавно я был уверен, что стать президентом ему не светит. А теперь я в этом уже не так уверен.

Сергей Белановский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены