Слово "проект" в его новом значении пришло к нам в 1999 году. До этого были: идея, кампания, рок-группа, тусовка бездельников, приготовление плова или порции легких наркотиков, еще какой-то важный (или не очень) процесс. В общем, все что угодно. Но с 1999 года все это стало проектом. "Проект!" - говорили, подняв палец к небу, эффективные менеджеры. "Мы заняты проектом!" - вторили им, не отрывая глаз от мониторов копирайтеры. Ну и, наконец, совсем уж небрежно бросали: "У нас, по проекту должно быть..." промоутеры и политтехнологи в вельветовых пиджаках. Ну, в общем, ясно. Люди были при деле. При делах, так сказать.

Ныне политический "проект" умирает. Есть несколько базовых вещей, если угодно – аксиом, которые сегодня поломают любой "проект". Первая: российские граждане не любят власть, не любят ее справедливо – никаких оснований к тому нет. Вторая: российские граждане не верят начальству. Наконец, третья: 15 последних лет развили в постсоветских людях необычайный нюх на разного рода фуфло, начиная соевой тушенкой и заканчивая теленовостями. Пропагандистские сюжеты "Первого канала" не попадают в цель по очень простой причине. Для того чтобы в них поверить, уровень интеллекта у целевой аудитории должно быть такой, при котором она просто не сообразит, как нажать кнопку "ON" на телевизионном пульте.

А вместе с "проектом" умерли и политтехнологи. Представьте себе модного российского политтехнолога со всем своим набором трещоток и свистелок, приезжающего, ну, например, в Великобританию. И что дальше? А дальше – фальшивые выпуски "Таймс" с передовицей "лидер консерваторов – гомосексуалист", или (с учетом текущего момента) – "имеет немецкие корни и держит на ночном столике зачитанный до дыр томик "Майн Кампф". Затем – создание Английской партии пенсионеров, зубодробительные сюжеты по ТВ на выкупленном эфире и т.д. Пресс-конференции в неприлично дорогих и неуместных местах на тему: "Британия: путь к развалу". Ну, и само собой – помятые личности возле избирательных участков, предлагающие за стакан ("стакашек", "соточку") вынести с участка чистый бюллетень.

Как отреагируют на подобное сыны и дочери Альбиона? Да никак. Как на психопатов. Да и еще и назойливых, а потому – неприятных. В Британии есть политическая нация. Как есть она теперь и на Украине. Политическая нация – это когда 60% имеющих право голоса стоят в очередях на избирательных участках. Стоят до ночи, а получив бюллетень – голосуют так, как считают нужным.

В России тоже рождается политическая нация. Хотя бы потому, что большинство населения не ходят на выборы, не желая участвовать в лохотроне. Мы сегодня меряем "землю на ощупь, губы – губами, небо – своей звездой", как пел когда-то талантливый БГ. И мир, каким его знали российские политтехнологи, изменился.

Лет 5 назад из выборных штабов и партийных офисов гнали взашей тех, кто называл себя "имиджмейкер". Тех самых заносчивых провинциальных юношей в полиэстеровых костюмах и голубых вискозных сорочках, которые гордились этим словом, как сотовой трубкой. Юношей, прочитавших Карнеги и Почепцова, а посему – познавших мир страстей человеческих. Сегодня можно теми же тряпками гнать тех, кто называет себя политтехнологом. Несмотря на внешний вид, марку авто и прочие "завтра наш человек поговорит со Славой, и, думаю, будет отмашка".

Политтехнологи, повторимся, более не нужны. Как ни странно снова нужны имиджмейкеры. Те самые imagemakers, кто поможет подобрать костюм, галстук, очки, удачный ракурс для фотосъемки и тихо свалит на следующий день. Возможно, сойдут даже и те юноши – как никак 5 лет прошло. Ведь они могли и поумнеть.

Петр Милосердов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter