В субботу в Нижнем Новгороде оппозиция попыталась провести очередной "Марш несогласных". Власти по традиции ответили на эту акцию двояко. В Москве, как и в ответ на декабрьский столичный марш, прошел митинг движения "Наши", ради которого перекрыли едва ли не половину центра. А в Нижнем Новгороде блюстители порядка, численно в десятки раз превосходившие демонстрантов, намяли им бока дубинками. Десятки людей были задержаны, в том числе - ненадолго - и корреспонденты "Газеты".

В оргкомитет «Марша несогласных» в Нижнем Новгороде вошли, в частности, нацбол писатель Евгений Лавлинский, известный под псевдонимом Захар Прилепин, совсем недавно встречавшийся с президентом Путиным в числе молодых беллетристов, лидер нижегородского отделения движения "Объединенный гражданский фронт" (ОГФ) Светлана Сумина и председатель запрещенного Общества российско-чеченской дружбы (ОРЧД) Станислав Дмитриевский. Они планировали провести марш от площади Горького до площади Минина. Однако мэрия сослалась на то, что марш помешает детскому фестивалю «Город мастеров». Взамен предложили устроить митинг на площади Ленина, неподалеку от вокзала. Оппозиция отказалась.

В итоге большинство участников марша были задержаны заранее. Лидера нижегородских нацболов Илью Шамазова арестовали еще в пятницу. А в тот же день вечером прошел обыск в офисе ОРЧД. Там были задержаны пресс-секретарь оргкомитета марша Юрий Староверов и лидер нижегородского отделения Народно-демократического союза Вячеслав Лукин. Как рассказала «Газете» заместитель председателя ОРЧД Оксана Челышева, «люди в штатском» действовали грубо, отказавшись объяснить, по какому делу проведено задержание. В субботу утром предполагаемых участников марша в массовом порядке забирали прямо из прибывающих поездов и междугородних автобусов.

Скинхеды и геи

Нижний Новгород с утра субботы находился на военном положении - по-другому не скажешь. Милиция, в том числе сотрудники ОМОНа и ДПС, внутренние войска были буквально на каждом шагу. В общей сложности, как потом выяснилось, в центре города дежурило более 2000 стражей порядка. Подкрепления прибыли из Москвы, Челябинска и соседних областей.

У железнодорожного вокзала приветливо встречал гостей закрытый «Макдоналдс». «Нам сказали, что скинхеды из Москвы приедут, все громить будут», - пояснила «Газете» работница ресторана, не уточнившая, правда, кто им это говорил. Трамваи следовали по улицам, прилегающим к площади, без остановок. Версия о «скинах» была не единственной. Поговаривали, что состоится еще и гей-парад. Источником оказалось руководство местного гей-клуба, которое обещало присоединиться к «несогласным».

К полудню (ко времени начала марша) площадь Горького представляла собой сюрреалистическое зрелище. В ее центре, в сквере за небольшой оградой, окруженной плотным кольцом вооруженных резиновыми дубинками солдат ВВ, состязались в метании мяча ученики местных школ - там и проходил пресловутый «Город мастеров». Все прилегающие к площади улицы были оцеплены еще с раннего утра. В подворотнях стояли автозаки, рядом с которыми прогуливались омоновцы. По площади сновали люди в штатском с рациями и милиционеры. Сразу после 12 часов возле здания телеграфа показался какой-то человек восточной внешности и заорал: «Слава русской нации!» И тут же исчез. В ту же секунду на площадь со стороны улицы Звездинка въехал автобус. Оттуда выскочили человек десять и стали скандировать: «Россия без Путина!» и «Фашизм не пройдет!». Среди них оказались Захар Прилепин и Станислав Дмитриевский. Последний выкрикивал: «Фашисты!» и «Они нас боятся!». Милиция отреагировала молниеносно. На улицу выехало два автозака, перед которыми в мгновение ока выстроилась цепочка людей в камуфляже. Демонстранты, прежде чем один за другим быть схваченными, успели пройти лишь несколько метров. Раздался истошный женский крик. Кричала внештатный фотограф «Известий», которую тянули к милицейскому автобусу, внутри которого уже дожидалось несколько коллег - преимущественно фотокоров. Зазвучал и другой женский голос, но уже официальный. Дама в милицейской форме читала в «матюгальник» по бумаге текст, призывавший избегать участия в несанкционированной акции. Вероятно, это предостережение было адресовано пяти-шести сочувствующим маршу пенсионерам, которым все-таки удалось просочиться сквозь оцепление. Задержанных увезли в милицейском «Икарусе». Над площадью завис милицейский вертолет, совершил прощальный круг и улетел восвояси. Марш закончился.

Добрая половина «несогласных» была отпущена к вечеру субботы, к вечеру воскресенья, на момент сдачи номера в печать, за решеткой оставалось 26 человек.

Вы с флагом куда пойти готовы?

Виктор Анпилов / лидер движения «Трудовая Россия»

А я уже иду под красным знаменем и выступаю за восстановление всей полноты экономической и политической власти самих трудящихся. И сворачивать с этого пути не намерен.

Левон Оганезов / заслуженный артист России

Никуда. Моя политика такова: если люди чем-то занимаются (скажем, правительство), то надо дать им возможность заниматься этим профессионально, а не вмешиваться в их деятельность и забегать вперед. Все эти марши несогласных, наших и ваших являются кампанией, не имеющей абсолютно никакого отношения к настоящей политике. Это - реклама чего-то, а я не верю никакой рекламе. Верю только тому, что вижу вокруг, и здравому смыслу.

Видимо, на демонстрации время тратят те, кому либо нечего делать, либо их просто наняли. А мне есть, чем заняться, и нанять меня никто не может. Лучше я подожду и посмотрю, что будет.

Эдуард Лимонов /гражданин

Я готов пойти с флагом НБП и водрузить его над Госдумой и Кремлем. Это будет выглядеть красиво, как на обложке моей книги «Другая Россия». Пройдет ли в ближайшее время подобная акция? Думаю, что если учесть те темпы, которыми мы развиваемся, то она возможна очень даже скоро.

То, что произошло в Питере и Нижнем Новгороде, безусловно, усиливает протестные возможности и убыстряет время. А еще бы я водрузил флаг над рейхстагом. Правда, уже не получится - я только в конце войны родился.

Нодар Канчели / заслуженный строитель России

Прежде чем идти куда-то, надо убедиться в том, правильное ли направление выбрано. Те, кто сейчас ходит по улицам с флагами или устраивает марши, мне не нравятся. Ни та, ни другая сторона, равно как их позиции, меня не привлекают. Мне кажется, что главным для них является престиж и имидж - почти так же, как раньше у комсомольцев. Правда, я и сам был комсомольцем - ездил на целину, в колхозах работал, - но все же тогда было как-то по-другому. А сейчас люди рвутся попасть на лакомое место и не хотят нормально работать.

Меня интересует моя деятельность, и я хотел бы заниматься ею, а не идти за теми, кто марширует. Вместо того чтобы с флагами ходить, нужно созидать.

Михаил Шмаков / председатель Федерации независимых профсоюзов России

Мы на все свои акции обязательно выходим с флагами. 10 апреля состоится акция, связанная с требованиями повышения пенсий и ратификации соответствующих международных соглашений. Это будет крупная всероссийская акция. Конечно, миллионы, может быть, и не выйдут, но десятки тысяч - обязательно. Если дело правое, то я всегда готов взять флаг в руки и выйти на улицу.

Марина Круглова / бывший вице-президент конкурса «Мисс Россия»

Я никогда бы не вышла на улицу с флагом для того, чтобы протестовать. Выражать протест и обращать на себя внимание надо другими методами. А вот по какому-то хорошему поводу я бы с флагом пошла. Теперь я даже жалею, что не взяла флаг в руки и не пошла с ним, когда наша Оксана Федорова победила на конкурсе «Мисс Вселенная». Думаю, что вся страна тогда поддержала бы меня.

Надо больше радоваться чему-то, поэтому я, наверное, больше именно за праздничные демонстрации. Флаги у меня ассоциируются с чем-то хорошим: когда улыбки, цветы, когда праздник объединяет людей. Я - за то, чтобы нас объединяло добро, а не зло. Уверена, что и все мои девушки поддержали бы меня. Мы бы такую демонстрацию устроили!

Геннадий Петров, Владимир Иванов, "<a href="http://gzt.ru/politics/2007/03/25/220210.html">Газета</a>"

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter