Высокий рейтинг нынешнего российского президента и так называемой правящей партии – не более чем виртуальное вздутие, продукт телевизионного фокусничества и административного мухляжа кремлевских политтехнологов. Последние силятся максимально поддерживать откат общества в реакцию – на чем, как на козе, и выехал путинский режим – как в известном анекдоте: "ну, кисонька, ну, еще капельку!".

Тем не менее, ручейки протеста выплескиваются на улицы городов и деревень – против зловеще растущих тарифов ЖКХ, нищенских пенсий, задавленности мелкого и среднего бизнеса, невозможности улучшения жилищных условий, против продажности милиции и призывной армии, – сольются ли они в полноводную реку?

Несложный предвыборный ход президентской команды в виде неучастия кандидата-фаворита и его партии в теледебатах своевременно не был оценен по достоинству российскими избирателями. Тем не менее, наступает время ответить: законодательному собранию – за принятые антинародные законы, а самому президенту (и его преемнику) – за политико-экономическую стагнацию в целом. Ответ этот придется держать в числе прочего и на теледебатах, как принято во всех демократических странах. Не случайна "свежая" инициатива спикера Сергея Миронова – а его-то уж трудно заподозрить в антипатиях президенту и его команде – вернуть предвыборные дебаты на телеэкраны. Чем не яркая иллюстрация неумолимой логики демократического процесса?

Попытка преемника Путина снова "свинтить" от участия в турнире на сей раз будет расценена как твердая "баранка", что, собственно и должно было произойти и в 2000, и в 2004 годах, если бы выборы проходили в стране с нормальными демократическими традициями. Вы можете себе представить какого-нибудь узурпатора типа Франко, Салазара или Пиночета на теледебатах? Что бы от него осталось к концу первой же дискуссии, например, с едкой Хакамадой или невозмутимым Сатаровым? – И я не могу. Так что, как ни крути, но повеявшие в начале 90-х демократией времена уперлись в теперешний период, когда якобы избранная большинством власть, которая устранилась от честных дебатов и тем самым нагло обманула избирателей, по сути, нелегитимна.

Время, когда рейтинг президента и правящей партии навязывается населению через экраны ТВ, заканчивается. Кандидатам от правящей партии придется на равных встать под свет софитов перед всем честным народом. Готовы ли они к этому? По некоторым признакам – да. Уже появился эдакий бодрый, нахрапистый тип чиновных подвизал, которые не стесняются отстаивать свое "право" не уходить. Не моргнув глазом, они заверяют публику, что экономика под напором нефтегазовалюты развивается, враги – как внешние, так и внутренние – посрамлены, любовь народа к президенту зашкаливает, а потому всякие разговоры о порочности и перемене курса смешны.

Оппозиция уже подметила, что режим не чурается перехватывать у нее лозунги по темам, о которых специалисты криком кричали еще с середины 90-х, когда стало ясно, что реформы идут без учета социальной составляющей, происходит обнищание населения и фактическое вымирание из-за резкого падения уровня рождаемости. Проблему уже тогда надо было учитывать на макроэкономическом уровне – в том числе и путем проведения толковой иммиграционной политики, и уж тем более без национал-патриотического притеснения беженцев и гастарбайтеров "некоренных национальностей".

Да, мы наблюдаем некоторое обострение социальной озабоченности там, "наверху". Но происходит это, во-первых, с огромным опозданием. Что мешало господину президенту реально озаботиться народными нуждами с самого начала? Правда, он сам только что заявил: мал-де срок президентства – пока войдешь в курс да раскачаешься. Однако мы помним, как он раскачивался: на второй чеченской кампании, вновь залившей кровью Кавказ. Во-вторых, шито белыми нитками, что указанное обострение происходит аккурат с прицелом на грядущие выборы и объясняется примитивным популизмом.

С другой стороны, трудно даже гипотетически представить себе Путина, который признает собственные ошибки и приступает к их исправлению. Извините, мол, братья и сестры, так и так, что-то я тут напорол, давайте захлопнем обратно в потрепанные ноты сталинский гимн, демонтируем властную "вертикаль", задвинем на надлежащие места силовиков, повинимся за погибших "Норд-Оста" и в Беслане, найдем и осудим тех, кто убивал журналистов, кто бросал в тюрьму оппозиционных предпринимателей и ученых… Изменить свое мнение, признать ошибку, покаяться, сменить курс – удел неглупых людей, в нашем же случае, к несчастью для страны, ей руководит посредственность.
Посредственность у власти – страшная сила в России в эпоху перемен, в огромном и все еще бестолково устроенном государстве.

В 1999 новоиспеченный премьер-министр на встрече с парламентариями охотно выпил перед телекамерами за предложенный Зюгановым тост: за Сталина-де, "выдающегося государственного деятеля", "много сделавшего для своей страны" – дальше можно не продолжать. Это из оперы про "победоносного" генералиссимуса, лично повинного в гибели миллионов и миллионов людей: – в репрессиях и на фронтах начавшейся катастрофно, опять же по его личной вине, войны. С тех пор прошло 8 лет, и вот на встрече с делегатами Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук 21 июня 2007 года президент не постеснялся прямо перед телекамерами (из версии для печати это было вырезано) заявить, что история советского периода выгодно отличается от американской там или германской. Мол, не было у нас нацизма, освенцимов (!), применения атомного оружия против мирного населения (в Японии) и дефолиантов (во Вьетнаме). Зато был, отметим, голодомор 1932 года, был Гулаг и неисчислимые жертвы военных потерь, а позже – войны против афганского и чеченского народов с ковровыми бомбежками… Славная история? Кто сказал, что надо каяться? Наш президент предлагает ею гордиться! По крайней мере, представлять ее в учебных пособиях "в правильном свете", а то-де "даже подчас бывает оскорбительно". Российская трагедия в который раз обернулась фарсом…

Позволительно спросить, а чем сам вписался в эту историю наш президент? Тем, что оперся на коррумпированное чиновничество? Что в стране вновь царит произвол? Как ему и его окружению удается оболванивать массу людей? Да вот, к примеру, как. Все то же ТВ (апрель 2007) демонстрирует беседу двух государственных лиц – президента страны, по совместительству главнокомандующего, и первого вице-премьера, бывшего министра обороны – то есть тех самых людей, которые никак и ничем не ответили за отрезанные конечности рядового Сычева в результате прошлоновогоднего разгула "дедов" в Челябинске. Так вот, сидят "рядком" эти два безответственных персонажа и беседуют. Путин выслушивает бодрый доклад своего протеже о спуске на воду нескольких миллиардов рублей в виде долгожданной подлодки "Юрий Долгорукий", про которую, между прочим, известно, что ей еще несколько лет придется болтаться без дела и соответствующего оснащения. Сидят они, собой довольные – мол, большое дело сделали, а вы, телезрители, радуйтесь такому проявлению заботы о государственной мощи. Но не задаться ли нам другим вопросом: да куда же это идут народные деньги – под лед что ли? Ведь ни эта подлодка, ни планируемые еще восемь не восстановят паритет, нарушенный после крушения имперского ядерного колосса.

Да и нужен ли этот паритет? Тот же Владимир Путин периодически заговаривает об "асимметричных ответах" на происки Запада. Однако на дворе уже другое тысячелетие, новый век, в котором безопасность страны зависит отнюдь не от "ядерного щита", а совсем от другого – от интегрирования в мировую экономику, от адекватной реакции на новые вызовы, грозящие всему живому на Земле. Перед лицом техногенной, экологической и прочих катастроф мировое сообщество может избежать самоуничтожения, только объединив усилия. Но одно дело – демагогически разглагольствовать об этом. И совсем другое – признать, что ядерное противостояние как таковое стало не столько анахронизмом (ученые давно доказали, что война с применением этого оружия невозможна), сколько пробным камнем цивилизованности, готовности или неготовности к конструктивному и гуманитарному сотрудничеству. Не возобновлять противостояние ядерных сил демократических (!) государств, а объединять их надо в целях использования для нужд всего человечества – например, в космосе. При нынешнем режиме Россия упускает возможность стать инициатором процесса реального ядерного разоружения – в перспективе неминуемого.

Однако дальше каких-то карикатурных жестов в этом направлении путинское окружение идти не способно. Настолько, что президент накануне июньской "большой восьмерки" дошел до угрозы перенацеливания российских ракет на… европейские адреса! Дескать, получайте, "братья во Христе", за всю вашу хваленую социал-демократию. Что это, попытка перешибить подобной чудовищной безответственностью факт "радиоактивного терроризма", в котором английские спецслужбы обвиняют российские в связи с убийством Александра Литвиненко?

И тут же, "встык", уже в Хайлигендамме – следует предложение о совместном использовании Габалинской РЛС в Азербайджане, якобы более выигрышном для европейского "ядерного зонтика". Следом за угрозой уничтожить всю европейскую цивилизацию, начав первыми (согласно объявленной доктрине) очередную мировую войну, президент подробно и доступно с экрана телевизоров идиллически рассказывает обывателям, что это его новое предложение поможет избежать падения осколков сбитых неприятельских ракет на крыши домов с прошиванием их до самого подвала. Ну, что тут скажешь?

Конечно, все внешнеполитические перлы нашей администрации накрепко завязаны с внутренней политической ситуацией, поскольку для поддержания вожделенной "преемственности" команде Путина необходим выигрыш на парламентских и президентских выборах 2007-2008. Вот откуда этот беззастенчивый сценарий "возвращения" страны в лоно мировых держав в незавидной роли ядерного пугала.

Бездарное руководство во все века сказывается на экономике – возьмите хотя бы жилищную проблему, насколько обострилась она за время правления нашего "популярного" президента. Сколько семей без квартир? Сколько осталось совсем без жилья? Да, он в курсе: вот вам программа демографического развития, вот проект "доступного жилья"… кастрированный "заточкой" под интересы строительных фирм: ведь если бы действительно хотели обеспечить доступное современное жилье, то начали бы не с разогревания спроса, а с обеспечения предложения хотя бы путем демонополизации отрасли. А деньги, реальные деньги – под лед. И висят вопросы: как покончить с коррупцией? Как гарантировать людям достойную пенсию? Как вытащить науку из пепла? Как быть с образованием? А еще, может, дороги построить? Реформировать небоеспособную, полуразложившуюся армию и милицию? Создать вместо нее российскую полицию – с другим руководством, другими функциями и окладами, соответственно? Слабо? Ответ президента уже дан: деньги – под лед.

Уже отмечалось, что за 10 лет произошла смена образа "внутреннего врага": в 1996 году избирателей агитировали не допустить обратно к власти коммунистов. Ныне идеологи путинского режима стращают обывателя жупелом "экстремистской оппозиции". Демократов левого и правого толка, несогласных с продажной и некомпетентной властью, представляют как "наследников Троцкого", которые хотят уже не всемирной революции, а просто диктатуры "закулисы". Убеждать Путина и силовиков в неправоте было бы смешно. Это была бы критика "нахалы, оставьте" – типа веселой выходки Маши Гайдар и Ильи Яшина, когда они висели на лонжах под Большим Каменным мостом с лозунгом "Верните выборы, гады!". Убеждать надо избирателя широким фронтом, коалицией, за которую и следует бороться. Задача, с которой согласна практически вся оппозиция: необходимо демонтировать вертикальное "угробище" Путина, приведшее к созданию корпоративной структуры экономики, которая, в частности, позволяет дорвавшимся до собственности воякам "крышевать" бизнес при гигантской утечке капитала из страны. Разоблачить этот курс, показать самым различным слоям избирателей его тупиковость и антинародный характер – задача не из легких в сложившихся условиях. Но приложить максимум усилий в этом направлении, сделать все возможное, чтобы довести идеи до каждого избирателя, чтобы он пришел в день выборов, не спрятался в кусты, не дал решать судьбу страны без своего участия – дело чести российской интеллигенции.

У Синявского были эстетические расхождения с советской властью, у нас с президентом – этические. Ни один совестливый человек не может воспринимать без стыда фронтальное наступление реакции, пользующейся иллюзией экономического роста из-за высоких цен на углеводородное сырье. Стыдно, когда продажную власть в "маршах согласных" поддерживают молодые юнцы, в которых культивируют национально-патриотическое чванство. Стыдно, когда на улицах идет "шмон" иностранцев, а то и просто иногородних на предмет "наличия регистрации" с изыманием денег в чиновный и милицейский карман. Стыдно, когда китайским живоглотам, с которыми братается путинский режим, бросают в пасть целые семьи сородичей, бежавших из Китая от преследования и гибели. Стыдно, когда фрондерствующие депутаты, слывшие демократами, вступают в партию новой номенклатуры. Стыдно, когда церковь привычно становится в позицию услужения власти, безоговорочно поддерживая коррумпированный режим. Стыдно, когда те же "звезды ТВ", что я упоминал выше, так же "рядком" радуются удачной продаже оружия очередному диктатору – на этот раз из Латинской Америки…

Демонтировать путинские "достижения", довершить строительство гражданского общества в ходе модернизации экономики – только на этом пути можно будет сократить образовавшийся гигантский разрыв в уровне жизни между бедными и богатыми слоями населения. Демократическое решение сложных экономических, социальных и этнических проблем предполагает совесть и интеллект, которые задавлены и загнаны обратно на кухни, как в советское время. Но еще не вечер! Вспомним, с чего начиналось падение советского режима: мы организовывали дискуссии, вели разъяснительную работу, выходили на улицы, работали с людьми… И мы привели избирателей к урнам со словами: место встречи изменить нельзя!

Если народу живется плохо, то нельзя голосовать за "Единую Россию" и любого преемника нынешнего президента! Для этого не надо ждать избирательной кампании 2012 года. Выбор – вот он, уже в этом декабре. За оставшееся время любыми способами: в беседах с людьми, на митингах, в СМИ, на встречах с избирателями, в ходе самой предвыборной кампании – следует довершить разоблачение дутых виртуальных рейтингов президента и его карманных партий, предложив конкретную программу демократических и экономических преобразований. И чем скорее рухнет этот режим, тем скорее мы заживем в обществе, за которое нам уже не будет стыдно – ни перед нашими детьми, ни перед другими народами.

Владимир Кардаил

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter