О хлебе насущном, то есть о базисе процветающего государства — об экономике.

Российское государство должно поменять вектор экономического развития. Быть сырьевым придатком промышленно развитых стран и в таком качестве участвовать в международном разделении труда наша страна не может — это смерти подобно.

Необходимо проводить новую индустриализацию, воссоздавать целые отрасли промышленности, убитые бездумной политикой некомпетентных правителей-грабителей, создавать новые высокотехнологичные производства. Целью такой политики должно стать поначалу максимально возможное удовлетворение внутреннего спроса. Страна должна как можно больше производить сама. Помимо всего прочего, минимальная зависимость от импорта обеспечивает государству и всем его гражданам безопасность, меньшую подверженность негативным воздействиям кризисных явлений мировой экономики.

Вопрос экзистенциального порядка — быть или не быть новой российской индустрии — может быть решен тщательно проработанной государственной программой поддержки отечественного предпринимателя и, прежде всего, производителя. Потенциал частного предпринимательства в нашей стране так и не был реализован, поскольку капитализма у нас, по сути, так и не сложилось.

Государственно монополистический, олигархический тип устройства нашей экономики капитализмом можно назвать с большой натяжкой. Такая экономическая модель губительна для страны.

Это не призыв к глобальному пересмотру результатов приватизации 90-х и к полному раскулачиванию и ликвидации сложившихся олигархических структур. Как говорится, что выросло, то выросло. Но олигархические и, прежде всего, монополистические корпорации должны будут научиться работать по жестким правилам. Наиважнейшим инструментом для обуздания олигархического беспредела станет новое антимонополистическое законодательство и, самое главное, жесткое и последовательное применение новых законов.

Первое, что должна будет сделать в этой сфере новая власть, это законодательно запретить экспорт через зарубежных и, прежде всего, через оффшорных трейдеров. Вся прибыль от внешней торговли и, в первую очередь, сырьевыми ресурсами должна оставаться в стране, облагаться налогами, пополнять бюджет и питать отечественную, а не западную экономику…

Такая политика может обеспечить подлинный суверенитет и экономическую независимость нашей страны, но она, естественно, вызовет противодействие международных корпораций, обладающих серьезным ресурсом влияния на правительства западных стран. Нужно быть готовыми и к тому, что противостоять такому экономическому курсу будет и внутреннее прозападное лобби.

Однако выдержать такое давление можно и нужно, иначе не сложится у нас позитивного будущего. В новой российской экономике необходимо будет менять саму суть нынешней экономической идеологии искусственного стимулирования потребительского спроса. Эта порочная модель, сложившаяся в сфере производства и реализации потребительских товаров, является одной из главных причин глобальных экономических кризисов.

Производитель, создавая излишние потребительские свойства все новых и новых товаров, по сути, мало чем отличающихся друг от друга, вкладывает огромные средства в рекламу, кооперируется в этом процессе с финансовыми институтами, создает потребительский ажиотаж, что ведет к безудержному росту использования сырьевых и энергетических ресурсов. В свою очередь постоянное стимулирование потребительского спроса вызывает напряжение и перекосы в финансовой сфере. Возникают новые, все более сложные финансовые инструменты, в которых начинают путаться даже сами финансисты. Это естественным образом приводит к локальным и глобальным финансовым катаклизмам, которые влекут за собой всеобщие глобальные экономические кризисы. Порочный круг необходимо разорвать, нужно, говоря простым языком, поставить лошадь впереди телеги. Спрос должен рождаться в потребительской сфере и приводить к новым предложениям от производителя.

Человечество так и будет бродить по порочному кругу кризисов и ремиссий, новых, все более серьезных кризисов и вялых ремиссий, если не внедрит в экономику новые этические постулаты разумного аскетизма и рачительного потребления. Иначе — тупик!

Это может показаться странным, но как раз Россия может стать пионером и проповедником новой экономической идеологии. Мы ведь будем начинать почти с нулевой отметки — с чистого листа. Начинать нужно с решения двух извечных российских проблем.

Дураки и дороги — вот обо что всегда спотыкается экономическое развитие нашей страны. Обе задачи могут показаться неразрешимыми. "Дураки" у нас не простые. Это насквозь коррумпированное отродье, у которого работает только хватательный рефлекс, можно извести беспрецедентно жестким антикоррупционным законодательством и отлаженными правоприменительными механизмами.

Прежде всего, наша новая законодательная власть должна ратифицировать в полном объеме Конвенцию ООН против коррупции, которая содержит так пугающую российское ворье 20 статью ("Незаконное обогащение"). Далее следует в полном соответствии с Конвенцией разработать и принять собственно антикоррупционное законодательство. В этих законах следует установить срок давности и меры наказаний по коррупционным преступлениям на уровне соответствующих сроков по тяжким и особо тяжким правонарушениям.

Следует подумать и о беспрецедентном порядке действия антикоррупционных законов — они должны, по-крайней мере, в первые 10 лет иметь обратную силу, чтобы ограбившие страну при путинском режиме деятели не ушли от ответственности.

Помимо этого необходимо будет разработать законы о лоббировании и инсайдерской информации и иные акты, которые помогут напрочь исключить коммерческие отношения из политики и общественной жизни. Российская коррупция — это по сути как раз и есть господство рыночных отношений в государственном управлении...

Сложна и вторая часть нашей парадигмы — дороги. Новая, современная инфраструктура — это, по сути дела, каркас, фундамент для новой экономики. Масштабное строительство высококачественных автомобильных и железных дорог помимо всего станет первым серьезным стимулом для пробуждения всего экономического организма.

Вокруг дорожного строительства всегда возникает целый комплекс сопутствующих производств. Появятся новые рабочие места, оживет рынок рабочей силы.

Причем, здесь мы вполне можем обойтись без привлечения новой армии гастарбайтеров — в российской глубинке бушует явная и скрытая безработица. Вслед за этим, естественно, оживится и потребительский рынок. Создание современной инфраструктуры будет способствовать восстановлению единства страны, стимулирует развитие единого экономического пространства, мобильность трудовых ресурсов.

Перед всем мировым сообществом как никогда остро встает сейчас проблема стимулирования рынков и управления экономикой. Сегодня уже совершенно очевидно, что так называемый "свободный рынок" не в состоянии сам себя регулировать. В условиях современного монополистического капитализма на рынке всем "рулят" финансовые институты, которые на самом деле играет деструктивную роль. В сфере финансов один за другим возникают "пузыри", которые, с треском лопаясь, приводят к катастрофическим последствиям в национальных экономиках и во всем мировом экономическом хозяйстве.

Рынок должен быть управляемым — это всем здравомыслящим экономистам абсолютно ясно. Однако так же ясно, что управление не должно быть "ручным", то есть государство ни в коем случае не должно напрямую вмешиваться в рыночные дела. Специалисты в области моделирования естественных процессов уже вполне обоснованно предлагают различные типы автоматического или полуавтоматического управления рынком. Думаю, что уже в ближайшее время на стыке наук — физики, экономики, социологии, политологии — будет создана принципиально новая эффективная формула управления рынком и экономикой.

Уверен, что такая формула будет вполне применима для новой российской экономики. Тем более, что ведущую роль в ее разработке играют наши ученые.

Александр Цвиров

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены