Бежали они очень долго и пробежали очень много: самый быстрый и сильный добежал до передней, другие свалились — кто на пороге гостиной, кто у стола столовой.
А. Аверченко "Дюжина ножей в спину революции"
Еще полгода тому назад, рассматривая фотографии счастливых и гордых славянских лиц, стоящих на Майдане Незалежности против засилья олигархии и коррупции на местах, слушая восторженные рассказы соучастников великого волеизъявления, немного завидуя их смелости и смущаясь своей инертности, могли ли мы представить, что уже через несколько месяцев станем стыдиться своих симпатий украинской революции, которая имела все шансы стать Великой Буржуазной, а обернулась кровавой и бессмысленной?
Могли ли мы знать, что все эти честные усилия, все эти человеческие драмы, потеря Крыма, бои под Славянском, Небесная сотня и Дом Профсоюзов случатся в Украине только затем, чтобы один олигарх, чуть менее отвратительный, чем все остальные, взошел на престол в Киеве, сменив другого олигарха?
Могли ли мы предвидеть, что градус истерии в отношениях между двумя братскими народами достигнет таких высот, что набившие уже и в прежние времена оскомину "хохлосрачи рунета" выльются в жизнь настоящей пулеметной очередью, которая станет косить без разбору простых людей на улицах Украины?
Но, самое главное, верили ли мы в то, что наша собственная система, которая и раньше не отличалась гуманностью, и все же, располагала кое-какой совестью, опустится до уровня такой отвратительной и непрофессиональной лжи своему народу, что навсегда обесчестит произносящих эту ложь журналистов и низведет до полусвинского состояния свой народ?
И я здесь даже не говорю о вопиющей непрактичности самой затеи с собиранием русских земель. О непрактичности, которая доступна пониманию даже самого скромного околоподъездного аналитика. История еще предоставит России возможность вернуть на место все столовое серебро, взятое из буфета в отсутствие нерадивой хозяйки, отлучившейся на майдан. Но ведь останется же огромный осадок разочарования на душе у всех свидетелей этого хищения. И этот осадок выразится даже не в санкциях, которые уже успели из смешных и нравоучительных сделаться опасными для целой экономики огромной страны.
Главный осадок, действие которого нам еще предстоит ощутить на себе, – это потеря доверия мирового сообщества к России, откат на многие годы или даже века назад к статусу вечно догоняющего, вечно обиженного закутка Европы величиною в десять европ.
Мы вновь лишились уважения, которого так тяжело и сквозь зубы добивались после ухода из-под ног твердой почвы Советского союза. Все годы нашей топорной дипломатии, все ее поклоны и прогибы, все костюмы Brioni и представительские расходы величиною с бюджет маленькой африканской республики были аннулированы и списаны со счетов последними украинскими событиями.
Но, если кого-нибудь это успокоит, не лучше обстоят дела и у нашей непоседливой соседки, заведшей мотор революции. Вообще-то же, много, много хуже обстоят дела именно у нее. Потому что, если по нашим телеканалам войну только показывают, и отважно машут ушами мертвого осла бойкие политтехнологи, то на территории Украины война идет по-настоящему, и эта война – гражданская, и с этой войной надо что-то делать. И пока граждане Украины не поймут, что это в их стране используется тяжелая военная техника для подавления мятежа в отдельных областях, что это у них погибают мирные люди с украинскими паспортами, и что Луганская и Донецкая области – это части именно их страны, а не России, то никакой стабилизации и европеизации нестабильной и неевропейской страны не случится.
Да, можно свалить всю разруху на непрекращающееся вмешательство россиян, но нельзя же обвинить Россию в подтасовке результатов выборов Президента Украины! В том, что это Россия подкинула украинскому народу, изгнавшему Януковича за потворство олигархии, восхитительную в своей абсурдности идею избрать новым Президентом страны олигарха Порошенко. Такую штуку с собой мог сотворить только освобожденный от рабского гнета украинский народ.
Зачем, спрашивается, идти в пустыню и жрать там манку? В той пустыне нет никаких удобств и сплошная антисанитария. Достаточно одного фараона поменять на другого с шоколадками, и заживет обновленная страна сладко-сладко. А Донецк с Луганском – это же почти ватная Россия, поэтому пулю им в рот, а не шоколадку.
Стоит, пожалуй, уже признать: что бы ты ни делал в этой стране, или в той (а по мне, Россия и Украина – представительницы одного вида, прямо как медведица с медвежонком), как бы ни рыпался, как бы ни пытался улучшить ее звериные повадки, обучить ее фокусам и катанию на велосипеде, дикий зверь никогда не станет пудельком, а звериный его нрав будет отчаянно сопротивляться всякому преобразованию. Виноватых в таком положении дел найти очень сложно, и, пожалуй, честней всего будет объявить виноватыми самих себя. Надежд на то, что Украина переродится в нечто цивилизованное от сожительства с равнодушным к ней Евросоюзом, все меньше. Да, она уже громко рычит и ненавидит все медвежье, и отчаянно кусает свои медвежьи лапы, отчего воет еще сильней, но разве может она аннулировать свою природу? Скорей уже, мечтая эволюционировать во что-нибудь приличное, она ощетинится натовскими боеголовками, направленными на старуху мать. Вот, откусит себе юго-восточные лапы, ляжет поперек дороги, предлагая проехаться по себе танками, и заживет по-настоящему, это ведь и ежу понятно.
Обидно. Обидно, что сейчас, как и всегда, ценой неимоверных человеческих усилий и жизней многих честных людей в Украине победила мировая сволочь. Сволочь побеждает всегда и везде, но как-то тихо-мирно и немного стыдясь своей сути. Славянская же сволочь ничего не стыдится и побеждает под звуки фанфар и артобстрела. И требует же еще нового свежего мяса и фейерверков.
! Орфография и стилистика автора сохранены