Спор об Ильиче – дело конечно поразительное. Все, что является наследием этого бесспорно блестящего публициста и политического философа не в области публицистики и политической философии - это чистое, незамутненное, бессмысленное кровавое преступление. "Смена исторической формации", "империализм - последняя стадия капитализма", "революция проиcходит в слабых звеньях", "диктатура пролетариата" - вот это все. Людей физически на мясо пустили, а мясом этим замостили дорогу в светлое гулаговское будущее, детей убивали ради этого. Предательство, уничтожение, развал, насилие - и все это только и исключительно из "абстрактных соображений" построения некоего нового мира.

А потом успешный политический философ помер. И из него сделали предмет религиозного поклонения. Отдушину от повседневности - ну как в средневековье, когда только поход в храм и отправление религиозных надобностей избавляло крестьянина от изнурительного труда. От "Я себя под Лениным чищу..." до "Уберите Ленина с денег...". Для тонко чувствующей особи Ленин стал способом ухода от мрачной советской реальности. "Задумывали ведь неплохо...", "Произошел отход от ленинских принципов..." и прочий эскапистская по сути ерунда. Мечта о царстве пресвитера Иоанна, которое могло бы быть, если бы не.

Для особи, чувствующей не столь тонко - томики Ильича были ступеньками в партийной карьере. От действительно живого, остроумного автора (это не отнять) осталась только схоластика, начетничество и пьянки с развратом после партучеб.

Время перемололо и одних, и других. А мы все спорим о Ленине. Кто он? К реальному Союзу и его наследию отношения не имеет, да и плевал он на Союз с высокой башни, у него другого масштаба амбиции были, книг его большинство спорящих не читало. Мумия, осколок старого мира. Сам бы Ленин – весельчак, жестокий остроумец, равно безжалостный к своим и чужим, материалист и циник без колебаний велел бы осколок такой выкинуть к свиньям, забыть и двинуться дальше.

Есть у меня гипотеза, что отстаивают защищающие его не его, а молодость свою. Прошедшую и растворившуюся. Это все печально на самом деле очень. Мир меняется, проблемы, задачи, дети рождаются – а у нас на повестке дня вечное воспоминание о юности предыдущих поколений. Про их мечты, надежды, фиксации и заблуждения.

Как в "Алисе в стране чудес", право слово. Безумное чаепитие. Шляпник, мышь-соня и заяц обсуждают по кругу "Краткий курс истории ВКП(б)". А предложение "давайте без Лукича" вызывает такой бодрый коллективный протест, что диву даешься.

Глеб Кузнецов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены