Вышедший в прошлом месяце сериал Waco посвящен, как можно догадаться, одному из самых позорных эпизодов в недавней американской истории. Тому, как правительственные агенты в 1993 году штурмовали жилище религиозной группы под руководством Дэвида Кореша. В Маунт-Кармел, близ городка Вэйко.

Начавшееся с вооруженного столкновения с ATF (Bureau of Alcohol, Tobacco, Firearms and Explosives - одно из самых ненавидимых правительственных агентств в США) противостояние вылилось в полуторамесячную осаду, в конце которой ФБР запустило в дом слезоточивый газ. Этот газ воспламенился, что привело к большому пожару - запертые на ранчо люди умирали мучительной смертью от огня или удушья, некоторые стреляли друг в друга. Погибло 76 человек, включая более 20 детей.

Базируется сериал на двух мемуарах: одного из молодых выживших членов группы Дэвида Тибодо и переговорщика ФБР Гари Нэснера, который до последнего пытался остановить бойню (по крайней мере, по его словам).

Главное достоинство сериала - отсутствие однозначного деления на героев и злодеев. Есть множество разных людей с разными мотивами. Мотивация, которую можно назвать злодейской, присутствует разве что у руководителя тактической группы ФБР, рассуждающего в духе "если мы дадим слабину - нас перестанут бояться".

В остальном же мотивы правительственных агентов такие же мелкие, как и они сами.

Чиновники не хотят, чтобы их бюро закрыли, хотят выслужиться перед начальством. Именно это приводит ATF на ранчо в Маунт Кармел, но все выходит из под контроля - агенты открывают огонь и ранят вышедшего на переговоры Кореша, члены его группы стреляют в ответ. Затем начальство ATF думает лишь о том, как прикрыть себе задницу. Прибывшие на их место ФБР-овцы мыслят схожим образом. Именно такая мелкотравчатая мотивация - "начальство", "пенсия", "поскорее бы домой" - оказывается фундаментом большого злодеяния. Та самая "банальность зла" показана здесь во всей красе.
 
С другой стороны Дэвид Кореш, мало похожий на лидера "тоталитарной секты". Кореш выступает в амплуа "своего парня", с которым всегда можно поспорить или поговорить по душам. Однако в нужные моменты это амплуа наделяет его огромной харизматической властью. Кореш никого не удерживает силой, но стоит ему сказать: "иди, но без моего благословения" - немногие решаются уйти. Ведь мало кому хочется предать не только пророка, но и друга.

Кореш искренне желает найти компромисс с властями, но столь же искренне верит в свое божественное предназначение. И, столкнувшись с тем, что его харизма действует лишь на членов его секты (его проповедь на ТВ никого не впечатлила), начинает сходить с ума, раз за разом саботируя все возможности прийти к мирному договору. И, хотя в целом членство в его группе добровольно, местами проступают крайне неприглядные вещи - к примеру, женитьба Кореша на 12-летней девочке (которая как бы была "согласна"). Да и вообще все женщины в группе были "женами Кореша". Как прокомментировал это переговорщик ФБР: "почему-то Бог в наше время первым делом велит своим пророкам трахать девчонок помоложе". Да и не только в наше, прямо скажем...

Еще один важный момент - развенчание иллюзии о том, будто государству можно противостоять при помощи оружия. Все моменты успешного противостояния группы Кореша властям связаны не со стрельбой, а с использованием институтов гражданского общества. Ни ATF, ни ФБР не боялись перестрелки, но испугались адвокатов и СМИ. И, если бы не залежи оружия, группой Кореша изначально бы никто не заинтересовался.

Пускай проблематика религиозной автономии нам не близка, зато еще как близка проблематика бесконтрольных силовиков, стремящихся решить всякий вопрос кратчайшим путем - стрельбой и погромом. Это в нашей стране ОМОН натаскивают на то, чтобы лупить людей без разбора. В нашей стране силовики травили газом заложников "Норд-Оста" и "освобождали" бесланскую школу при помощи реактивных огнеметов. Поэтому история Waco в том числе и про нас.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены