На прошлой неделе в лентах оказалось много небольших, но занятных новостей.

Перефразируя классика, "если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: строят авианосец". Тематика строительства авианосца в России традиционно выделяется противоречивостью и эмоциональностью. Многие патриотично одарённые граждане любят рассуждать, что авианосцы бесполезны в серьёзной войне и что российские подводные лодки и самолёты легко потопят все американские авианосцы. Одновременно с этим граждане грезят строительством собственных авианосцев. В самых смелых мечтах планируют штук шесть, но рады любой новости о том, что ну вот-вот уже совсем скоро начнётся строительство нашего, долгожданного русского авианосца, который наконец-то заткнёт за пояс американские десять авианосцев.

В начале прошлой недели СМИ растиражировали интервью члена коллегии Военно-промышленной комиссии России Владимира Поспелова о разработке проекта нового авианосца. С его слов, сейчас оценивается целесообразность создания и стоимость. Обсуждается строительство трёх кораблей. Внимание привлекла цифра стоимости проекта. Один корабль оценивается в 500 млрд рублей. При текущих курсах это более 6 млрд долларов, что составляет около половины стоимости новых американских авианосцев. Способен ли российский корабль за полцены сравняться с американским — вопрос риторический.

Стоит отметить, что 500 млрд рублей — цена корабля без прочих расходов. В первую очередь вложений требует инфраструктура базирования на флотах: оборудованные причалы, доки, жильё для экипажей, склады ГСМ и многое другое.

К авианосцам необходимы корабли комплексного снабжения, обеспечивающие авианосную группировку всем необходимым. Понадобятся и неавианесущие боевые корабли сопровождения 1–2-го ранга, которых в России сегодня менее 30 штук. А ещё понадобятся самолёты и вертолёты.

В теории у России есть палубная авиация. Однако семейство вертолётов Камова создавалось ещё в СССР и уже морально устарело. Есть палубные самолёты типа Миг-29К, которые можно выпускать серийно. В то же время опыт их эксплуатации в Индии показал, что Миг-29К не приспособлен к корабельной эксплуатации. В России любят хвалиться неприхотливостью русской электроники, однако системы Миг-29К не выдерживают постоянных ударов самолёта об палубу при посадке. Очень быстро самолёт выходит из строя и требует капитального ремонта.

Российской палубной авиации действительно необходим новый палубный истребитель. А ещё необходим палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. В России таких нет и не было. Сколько ещё сотен миллиардов рублей потребуется на всё это авианосное хозяйство — вопрос открытый.

Другой занятной новостью стало заявление Шойгу, что в России началось серийное производство боевых роботов с искусственным интеллектом, которые способны воевать самостоятельно. Пока на западе продолжается дискуссия о том, стоит ли наделять боевые машины способностью самостоятельно открывать огонь, в России заявляют, что такие машины производятся серийно. Подробностей нет: ничего не известно ни о машинах, ни о решаемых ими задачах.

Справедливости ради, уже десятки лет существуют противокорабельные и зенитные системы, способные выбирать цель и наносить по ней удар без участия человека. Не исключено, что Шойгу в рамках самопиара имел в виду что-то подобное. В то же время разработка систем, которые могли бы выделять цели на земле, до сих пор идёт с трудом. Если в небе или море можно относительно легко отфильтровать опасные объекты, то сделать то же самое на земле гораздо сложнее. Остаётся только надеяться, что традиционная российская бюрократия проникла и в системы управления боевыми роботами, и прежде чем полететь в цель, боеприпас десять раз переспросит всех ответственных лиц о верности принятого решения.

Тем временем концерн ВКО "Алмаз-Антей" в конце недели выдал материал о том, что американские беспилотные космические корабли Х-37 могут нести ядерное оружие. Х-37 — экспериментальный возвращаемый космический корабль. Так, на нём исследуется возможность продолжительного нахождения на орбите. Один из этих беспилотников провёл на орбите более 700 дней, после чего успешно вернулся на землю. Многие эксперименты секретны, поэтому в России активно фантазируют, предполагая, для чего американцам нужен такой корабль. В этот раз гендиректор "Алмаз-Антей" Ян Новиков заявил, что Х-37 может нести от 3 до 6 ядерных боеголовок.

Надо заметить, тема ядерного оружия в космосе обсуждается не одно десятилетие и очень болезненна для российских вождей. В своё время разработка американского космического корабля многоразового использования типа "Спейс Шаттл" перепугала советское руководство. По оценкам, "Шаттл" имел возможность "нырнуть" на высоту около 100 км над земной поверхностью, выпустить из грузового отсека несколько ракет с ядерными боеголовками и вернуться на более высокие орбиты. Такой манёвр мог произойти достаточно быстро. По предположениям советских экспертов, "нырок" над Москвой с нанесением ядерного удара за считаные минуты уничтожил бы город вместе с вождями, не давая им времени спрятаться в бункеры.

В качестве ответной меры в СССР срочно занялись созданием аналогичного корабля "Буран", который изначально проектировался с большими возможностями орбитальных манёвров, чем его американский собрат. Если характеристики американских "Шаттлов" позволяли так называемый "нырок", то "Буран" должен был делать это гораздо лучше своих зарубежных собратьев. По некоторым оценкам, страх советского руководства и создание "Бурана" вбили отдельный гвоздь в гроб Совка, разорив и без того не богатую, изнурённую гонкой вооружения страну. Можем ли повторить то достижение сегодня — пока не ясно.

Но кое-что всё же повторили. В пятницу на военном аэродроме Саки в Крыму во время подготовки к вылету катапультировались два пилота из стоящего на земле истребителя Су-30СМ. По официальным данным, пилотов выбросило во время подготовки к вылету. Оба лётчика остались целы, но техник получил ожоги.

Судя по описанию происшествия, пилоты заняли места в кабине, пристегнулись к креслам, после чего технари стали извлекать предохранительные чеки из катапультных кресел. В электрической цепи самолёта возник сигнал на катапультирование. Находившийся у кабины техник получил ожоги при срабатывании ракетных двигателей кресел, а пилоты — шок от неожиданного покидания самолёта. В этот раз всё обошлось, но в предыдущий эпизод с катапультированием экипажа Ту-22М3 на земле трое из четырёх пилотов погибли.

В целом ситуация стабильная — страна, как обычно, готовится к войне.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter