Честно говоря, памятник Александру III в Гатчине производит неприятное впечатление сам по себе. Даже не учитывая шестиконечной орденской звезды (впрочем, оперативно исправленной) и того, кто памятник открывал.

На фото это хорошо заметно - как будто некий свифтовский великан решил... Впрочем, не буду продолжать, у читателей и без меня неплохое воображение.

Хотя есть и иное сравнение: финал Туранчокса из фильма "Через тернии к звездам", растворение в биомассе...

Ну, это - за дело ему. Царь-иноземец, сдерживавший светское образование и ненавидевший евреев, просто получил то, что и причиталось.

Но вот что характерно: в несвободных странах всегда появляется эта тяга к "глыбам и человечищам". А в свободных - не факт. Разумеется, есть Статуя Свободы. А есть, например, и "камерные", "муниципальные" памятники Стокгольма - и, конечно, не только они.

А ведь было такое времечко и у нас. Когда торжественно открывали совсем не "глыбы", а что-то такое уютное, домашнее. Свое.

Каюсь, фамилия "Габриадзе" была мне неизвестной - до некоторых пор. До того самого момента, когда в Питере появился Чижик-Пыжик на Фонтанке.

Для не-петербуржцев (петербуржцы-то в курсе!) придется рассказать историю.

Во-первых, располагалось там неподалеку Императорское училище правоведения. Связанное с именами Чайковского и Победоносцева, хотя, разумеется, не только с ними.

Над правоведами и их мундирами, похожими расцветкой на оперение чижика, принято было посмеиваться.

Во-вторых, есть версия, что песенка, посвященная правоведам, имеет японское происхождение. Проще говоря, это - адаптированный перевод. В Японии птичка тоже отличалась склонностью к алкоголизму ("Был на речке - пил сакэ"). Ну, а в Петербурге - понятное дело, "в Питере - пить" - решил Чижик:

Чижик-пыжик, где ты был?

На Фонтанке водку пил.

Выпил рюмку, выпил две —

Зашумело в голове.

В общем, Чижик-Пыжик в народной поэзии утратил связь с правоведами (училище после 1917-го прекратило существование), но оказался накрепко связанным с Фонтанкой... но на Фонтанке его не было!

И не было его там до 1994 года. Когда благодаря идее Андрея Битова скульптор Резо Габриадзе памятник создал.

Чем добавил нам городских преданий и легенд.

Например, о том, что надо загадать желание - и постараться попасть монеткой в постамент Чижика, и тогда желание сбудется.

Чижика похищали - не менее семи раз! И каждый раз он возвращался на место. И эти похищения-возвращения сами по себе стали легендой.

Именно такие памятники - Чижик-Пыжик, коты у Елисеевского магазина, - они и создают, и поддерживают тот Петербург, который мы любим. Домашний, неофициальный, живой. Не башни-газоскрёбы, не императоры, словно бы вылезающие из бассейна с некоей странной субстанцией. Нет, точно не они.

И сейчас, когда Резо Габриадзе не стало, остается наша благодарность замечательному автору памятника. Спасибо вам, Резо Леванович!

P.S. А еще Резо Леванович, один из сценаристов "Кин-дза-дза!", рассказал нам, как правильно вести "переговоры" с Эцилоппом и как относиться к дурацким "законам" Господина ПэЖэ. Но это - отдельная история.

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены