Безусловно, закон о "нежелательных организациях" - абсолютно фашистский и настолько неправовой, что резко выделяется даже на фоне всех остального неправового фашистского законодательства. Ведь в отличие от всех остальных законов для него не предусмотрено ни судов, ни публичности, ни возможности как-либо чего-либо обжаловать.

Просто какие-то никому неизвестные гуманоиды из "Генпрокуратуры" в любой момент могут объявить "нежелательным" любое объединение людей, после чего всех этих людей можно спокойно сажать в концлагерь на адские сроки, и всех кто с ними "сотрудничает" (под каковым глаголом может пониматься всё что угодно) - тоже. Причем если сначала речь шла только о крупных иностранных фондах, затем исследовательских институтах, затем НКО, теперь дошло уже и до чисто российских медиа, в т.ч. достаточно маленьких нишевых: их теперь тоже можно объявлять "нежелательными", подвешивая под уголовный срок всех сотрудников их редакции.

В связи с этим почти уверен, что в ближайшие годы этот закон будет использоваться все чаще и чаще, и "нежелательным" будет объявляться всё подряд. Слишком уж это удобно! Примерно так уже давно происходит в Беларуси, где вместо термина "нежелательные" используются "террористы" и "экстремисты". Новости оттуда практически ежедневно выглядят примерно как "сегодня террористическими и экстремистскими были объявлены телеграм-каналы "двор дома 65 по улице Ленина", "купля-продажа автомобилей в Витебске", "новости Молодечно", а также вотсап-чат "Родители первоклашек школы №354". В городах Беларуси прошли обыски и аресты людей, предположительно состоявших в этих каналах и чатах". Почти наверняка скоро так же будет и у нас.

Единственный вопрос: дойдут ли они до того, что начнут объявлять "нежелательными" конкретных людей или их семьи ("в реестр нежелательных организаций включены Иванов А.Н., Васечкина О.Ю. и семья Петровых"), автоматически отправляя в тюрьму не только всех этих людей, но и их друзей, родных, коллег и знакомых (за "сотрудничество")? Впрочем, боюсь, что этот вопрос риторический. Время нынче такое, что спрашивать имеет смысл лишь о том, как скоро до этого дойдет...

Александр Шмелев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены