1. Слово “конспирология” - это жупел, используемый в публичном дискурсе, чтобы заклеймить того или иного оппонента, и часто заклеймить его за дело. Например, заклеймить ксенофоба, который считает, что, допустим, голубые сойки осуществляют мировой заговор с целью подавить все остальные биологические виды на нашей планете и захватить Вселенную. Вместо голубых соек мы можем подставить любую другую группу живых существ - человеческих, нечеловеческих, рептилоидов, гуманоидов с планеты Шелезяка. Классическим примером конспирологической работы являются “Протоколы сионских мудрецов”. Каждый может вспомнить ряд работ подобного рода.

До последнего времени такие теории считались в мейнстримном медийном пространстве теориями non grata. Но на самом деле конспирологические теории присутствуют в социальном пространстве, широко используются - просто в их отношении не используется термин “конспирологическая теория”, так как термин отрицательно нагружен.

Конспирология - это и подозрение следователя, и гипотеза ученого, это поиск причины не лежащей на поверхности и не являющейся предметом официально одобренного властью консенсуса.

2. Мы можем сказать, что основное отличие конспирологических теорий от теорий других видов - отсутствие доказательств, некое голословное параноидальное утверждение. Да, в ряде случаев это действительно так.

Но мы попадаем в плен не вполне корректной терминологии. Мы можем говорить не о теории, а о гипотезе, о предположении, о некоей базовой метафоре. Когда я наблюдаю за реальностью, за событийным потоком, у меня рождается некий синтетический взгляд. Я пытаюсь интерпретировать происходящие события - каким образом эти события могут быть связаны между собой, что их объединяет. Это некий нарратив, с помощью которого мы выстраиваем в одну линию, в один поток ряд интересующих нас событий.

Мы пытаемся понять происходящее. Может так оказаться, что наша гипотеза неадекватна. Но объявить ее неадекватной с самого начала мы не имеем права. Мы должны были бы ее проверить - тем более, если гипотеза подкреплена некими значимыми для нас наблюдаемыми фактами, которые и выводят нас на соответствующую гипотезу.

3. Проблема базовых гипотез в том, что они часто слишком рано становятся теориями - а часто им вообще не следует становится теориями. Базовое предположение его авторами в таком случае выдается - иногда откровенно демагогически, и намеренно, иногда ненамеренно и вполне искренно - за нечто доказанное. За доказанную гипотезу, которая переходит в статус теории - или даже уже просто воспринимается как абсолютная истина, как нечто, само собою разумеющееся.

4. Такие теории, выросшие из подобного рода базовых гипотез, были названы Поппером “одномерными теориями”. Теориями, которые предполагают только одну шкалу рассмотрения. Это “простые” теории - измеряющие реальность одной линейкой. К таким теориям Поппер относил такие популярные учения, как марксизм и фрейдизм.

Марксизм сводит любое явление социальной реальность к факторам экономического ряда и к предположению о борьбе классов. Фрейдизм же сводит все явления психической жизни человека к некоему базовому биологическому фактору (“либидо”) - любое проявление человеческой культурной активности имеет отношение к его базовой сексуальной энергетике, сексуальному устремлению, импульсу, влечению.

5. Проблема таких одномерных теорий, с точки зрения Поппера, в том, что эти теории, как он выразился, “нефальсифицируемы”. Это теории, которые невозможно опровергнуть. Невозможно предложить ни одного факта - мы не можем даже поставить мысленный эксперимент, сконструировав некий вымышленный факт, который не мог бы быть объяснен в рамках этой теории.

Такие теории можно назвать “всеобъясняющими”. Даже гипотетически не существует ни одного факта, который не мог бы быть интерпретирован в рамках этой теории.

Поппер полагал, что такого рода теории не могут считаться теориями научными. И действительно, я никак не могу ни доказать, ни опровергнуть что я сейчас, печатая эти строки, не мотивирован факторами классовой борьбы. Я являюсь представителем некоего класса, социальной группы - и имею ли я сейчас сознательную интенцию или не имею - но я озвучиваю позицию своей социальной группы, утверждаю себя в качестве ее голоса и имею целью оправдание своего положения в социуме (если оно привилегированное) или стремлюсь к изменению социального положения, дабы моя социальная группа, класс (можно использовать неомарксистскую методологию и говорить не о классах, а о других социальных группах) заняла более высокое положение в мире, переструктурировать общественную систему.

6. Теперь возьмем фрейдизм. Если смотреть свквозь фрейдистскую рамку, окажется, что я пишу этот текст, чтобы привлечь к себе сексуальное внимание интересующих меня особ того или иного пола, обладающих той или иной гендерной идентичностью. Мое действие мотивировано базовым сексуальным инстинктом. Я пою свою брачную песню - и чтобы я ни делал, я пою именно и только ее, даже когда веду речь о конспирологии. “Говорит о мирах, половой истекая истомою”. Любая моя активность может быть объяснена в рамках этого базового предположения, которое, действительно, не может быть выдано за строго научную теорию, поскольку его невозможно как опровергнуть, так и доказать.

7. Такого рода базовые предположения относятся к метафизическому порядку вещей и находятся за пределами возможностей нашего рассудка доказывать и опровергать. Это углы зрения на реальность.

Действительно, если человек имеет только один угол зрения на реальность, у него могут возникнуть серьезные онтологические, психологические, эпистемологические и этические проблемы. Действительно, такого рода взгляд на мир может быть чреват психическими расстройствами, часто весьма глубокими - различными видами паранойи. 

Но с другой стороны, если мы не будем иметь таких базовых подходов, базовых гипотез, то реальность для нас рассыпется, как однажды сказал один мой хороший друг, “на множество разрозненных медвежат”. Мы не сможем построить никакой связной картины, у нас не будет никакой интерпретационной модели для описания мира. Человек, как правило, имеет набор таких базовых позиций, базовых гипотез, исходя из которых, он рассматривает явления мира, явления внутренней и внешней реальности.

8. Теории, подобные марксизму и фрейдизму, часто именовались “теориями подозрения”. Они “подозревают”, что мои действия мотивированы сексуальным или экономическим образом, или стремлением к власти (как мог бы сказать Ницше).

Что же касается частных случаев, а не общефилософских теорий. Возьмем работу любого следователя. Любой следователь выдвигает базовую гипотезу подозрения. У него есть некая совокупность фактов, и он начинает разрабатывать гипотезы, в рамках которых в качестве преступника может рассматриваться тот или иной человек. И мы не говорим, что это “конспирологическая теория” - это основа работы следователя. Да, профессиональная болезнь следователя - это та самая паранойя. Профессиональные болезни, впрочем, сопутствуют любому жанру человеческой деятельности. Любая профессия имеет свой набор профессиональных болезней. Любой человек, занимающийся той или иной деятельностью, в принципе, должен соблюдать определенные техники безопасности, для того, чтобы этими профессиональными болезнями не заболеть.

Продолжение следует

Дмитрий Ахтырский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены