Суммы возвратов основного долга по государственным финансовым и экспортным кредитам, предоставляемым Россией зарубежным странам и юридическим лицам, по итогам 2022 года составили 33,8 млрд рублей (эквивалент $449,9 млн) при плане 138,5 млрд. В федеральный бюджет поступило 24,4% от ожидаемого размера выплат по таким долгам, сообщил 21 июня РБК со ссылкой на материалы к законопроекту об исполнении бюджета в 2022 году. Для сравнения: в 2021 году сумма возвратов превысила 114 млрд рублей, в 2020 году — 117 млрд.
В отчете раскрыты данные и за 2023 год. По состоянию на 1 мая иностранные государства и юрлица перечислили в федеральный бюджет 23,7 млрд рублей, что составило 23% от плана в 101 млрд руб. Пресс-служба Минфина отказалась от комментариев.
В 2022 году выданные займы были направлены на следующие цели:
- 234,9 млрд рублей— на финансирование проектов в области атомной энергетики;
- 63,9 млрд — на исполнение обязательств России по перечислению финансовых кредитов в рамках межправительственных договоренностей за 2022 год;
- 31,2 млрд — на военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами;
- 15,5 млрд — на реализацию прочих проектов сотрудничества.
Резкое сокращение выплат в счет основного долга по межгосударственным кредитам — это как прямой, так и косвенный эффект санкций, считают эксперты. Прямой эффект санкций прежде всего выражается в нарушении платежной инфраструктуры, которое затрудняет обслуживание долгов перед Россией. Часть отсрочек и переносов может быть связана с вторичными эффектами санкций, а именно с ухудшением положения заемщиков России из-за шоков энергетических и продовольственных цен, возможным примером является Беларусь.