Похоже на то, что в Грузии начнутся послевыборные протесты на почве непризнания результатов выборов оппозицией.
Это было в России, это было в Украине, это было в Беларуси, это, очевидно, произойдет и в Грузии.
Причины конфликта во всех этих случаях не в противостоянии сторонников политических свобод и носителей идеи тоталитаризма. В данных случаях это лишь внешнее проявление гораздо более глубинного выбора, стоящего перед этими народами — русским, украинским, белорусским и грузинским. Речь о выборе между ордынскими и европейскими ценностями. И линия раскола проходит не среди политических элит, а в самих народах. Политические элиты лишь олицетворяют тот или другой выбор.
Наиновейшая история показала, что в России и Беларуси на сегодняшний день победил, условно говоря, ордынский выбор, а в Украине, безусловно, европейский. Почему так? На этот вопрос легко ответить словами: такова воля народов. А дальше начинается нечто похожее на деление атома с выделением радиации. Следующий вопрос: а почему воля народа именно такова? И какой ни найди ответ, совершенно понятно, что и к нему будут вопросы. И главный вопрос в том, а есть ли вообще некий окончательный ответ, который бы поставил точку, ознаменовав открытие окончательной истины. Однако наблюдаемые факты есть факты: выборы исторического пути у народов оказываются разными, причем к этнической близости это отношения не имеет — например, евреи и арабы ничуть не менее этнически близки, чем, скажем, белорусы и украинцы.
Сегодня совершенно понятно, что грузинский народ расколот по линии ордынской или европейской ориентации. Понятно, что участие во внутреннем противостоянии обязательно примут внешние силы. России технически гораздо легче помогать своим союзникам в Грузии, чем Западу своим. Так уж сложились география и история. И, тем не менее, исход противостояния заранее не предрешен. А чья возьмет, увидим, конечно.